PDF

Официальный бортовой журнал авиакомпании «Belavia»
Аудитория — более 3 000 000 человек в год

 

ЕКАТЕРИНА ДУБАНЕВИЧ

«Страшнее всего, когда ты лежишь в теплой кроватке и жалеешь себя»
Катю Дубаневич и ее верного друга, мотоцикл BMW по имени Генри, в Беларуси знает практически всё мотосообщество. Заядлая путешественница колесила по Исландии и Европе, преодолела 12 тысяч километров на байке до Сахалина и насобирала в свою копилку около 30 стран. А потом решила укатить в кругосветку — 100 тысяч километров за 500 дней. OnAir застал девушку в Австралии и расспросил, как путешествовать в одиночку, где мотоциклистам рады больше всего и кому нужны тотемные животные в дороге.
Дарья Мордович
Девушка и мотоцикл ‒ колоритное сочетание. Как родилась идея путешествовать по миру в одиночку, да еще на железном коне?
В 14 лет меня впервые в жизни покатали на мотоцикле класса эндуро по полю. Уф! Столько адреналина и эмоций. После этой поездки в голове была лишь одна мысль: «Я хочу быть первой!» ‒ не пассажиром, а за рулем. Собственный мотоцикл я купила в 25 лет. Путешествовать начала тоже не сразу, а спустя два года несмелых поездок вокруг дома. Мотоцикл позволяет почувствовать себя частью окружающего мира – ощущаешь теплый ветер, дождь, солнце, все запахи вокруг. Да и управление совсем иное, нежели автомобилем, – вы становитесь единым целым, особенно на поворотах или бездорожье. Есть и утилитарная сторона такого выбора – расход бензина гораздо меньше (у моего BMW ‒ всего 3,7‒4 литра на 100 километров), проезд по платным дорогам практически всегда дешевле, и все транспортировки на паромах и самолетах между континентами организовываются за более скромный бюджет.
За эти пять месяцев, что вы активно рассказываете про свое путешествие, вам, наверное, уже набил оскомину этот вопрос, но мы все же его зададим. Почему именно кругосветка?
Романтично это получилось, конечно. Но, наверное, иначе и быть не могло. В прошлом году я отправилась на Край Света. И это не просто красивое выражение, а реальное географическое название мыса на самом маленьком острове Курильской гряды. Там я оказалась первой путешественницей со своим транспортным средством. Дорога к мысу гравийная, с прохождением бродов, грязи, камней и песка. И вот, уставшая, мокрая то ли от воды, то ли от пота, я любовалась красотой Тихого океана и вдруг поняла: «А в мире ведь много таких удивительных мест. Что мне мешает все их увидеть?» Ничего. Преграды мы создаем сами, в своем сознании. Так и родилась идея объехать Землю вокруг.
Вы как-то назвали себя «вынужденным эндуристом». Что это значит?
В 2015 году я попала в аварию на загородной трассе, в 300 километрах от Минска. Твердая гравийная дорога была засыпана мягким песком на протяжении нескольких метров, я заметила это слишком поздно и на большой скорости влетела в песок, как результат ‒ мотоцикл подвернул переднее колесо, подняв клубы пыли, накрыл меня и протащил за собой. Очнулась я с лежащим на моей ноге 200-килограммовым мотоциклом и не шевелящейся левой рукой. Мне оторвало и раздробило кость внутри плеча. Операция шла около двух часов под местным наркозом, и я видела и ощущала, как меня сверлят, вбивают кость и зашивают. Потом был год с титановой пластиной на десяти шурупах в плече и долгие месяцы реабилитации. Затем вторая операция, и снова реабилитационные упражнения. После всего этого я не очень люблю бездорожье. Если нет иного выхода, кроме как ехать в офф-роуд, я еду. Но сама искать приключений вне дорог больше не хочу.
В кругосветном путешествии вы всего несколько месяцев. Расскажите, с чего началось путешествие? Какие страны обкатали и что удивительного уже встретили по дороге?
В Минске была предстартовая вечеринка. Пришли все мои друзья и много незнакомых людей – обнять, пожелать удачи или подарить талисман. Я и представить себе не могла, что у меня столько единомышленников и их число увеличивается с каждым днем. Так вот, выехала я в 4 утра из Минска и уже в 14:30 была в Москве на другом важном мероприятии – мы встречали мотоциклиста Олега Харитонова из его 4-летнего кругосветного путешествия. Он удивительный человек, который был для меня примером и помогал в подготовке моего путешествия. Олег привез из Аляски эстафетную палочку – настоящую палочку, которую он достал из ледника и передал мне, чтобы я совершила круг и передала ее следующему мечтателю.

В каждой стране есть что-то, что цепляет и остается в ящичке памяти под замком и навсегда. Так, я запомню осеннюю тайгу возле Могочи, полет на тарзанке над озером в Шымкенте, сложнейшую дорогу от Алматы до Усть-Каменогорска, разноцветные горы в Киргизии и перевал выше 3200 метров, ночной переезд до Душанбе и Институт Солнца в Узбекистане. Если говорить о количестве впечатлений от страны в целом, то Япония, безусловно, бьет все рекорды. Это другой мир ‒ мир будущего, в котором хочется жить. Древняя культура и традиции тесно переплетаются с инновациями и техническими разработками. Главное понятие в жизни каждого японца ‒ уважение, с тобой всегда приветливы, помогут, пропустят на дороге, извинятся, если что не так. В Японии самый низкий уровень преступности и воровства, потому что это позорно, а не из-за страха оказаться в тюрьме или наказания. Чистота на улицах всех городов фантастическая, как будто кто-то каждый день намывает до блеска тротуарную плитку. В Японии я осваивала велотуризм: купила в Токио велосипед и преодолела более 500 километров до древней столицы – Киото, попутно посетила Музей ниндзя в Ига-Уэно, праздник урожая с национальными танцами и игрой на барабанах в Исэ, взобралась на перевал Хаконе, полюбовалась на Фудзи-сан после прошедшего 24 тайфуна, пообнимала вдоволь кроликов на острове Окуносима, примерила кимоно в Икоме, охотилась на гейшу в Киото и сняла десяток видео безмерно милых и забавных сов в Осаке.
Сейчас вы добрались до Австралии. Расскажите, как перетащили мотоцикл на другой край света?
Со своим транспортом в Австралию, конечно, ехать сложновато. Есть несколько способов – самолетом или паромом, через Россию или Сингапур и Азию. Для меня наиболее подходящей была отправка морем в контейнере из Владивостока в Мельбурн. Такой корабль идет больше месяца. Для въезда в Австралию надо отмывать мотоцикл зубными щетками до блеска и оформлять Carnet de passage en douane – это международная таможенная декларация с внесением залоговой стоимости мотоцикла в разном размере в соответствии с требованиями стран. На момент интервью мой мотоцикл еще находится в порту, где проходит обязательные долгие и дорогостоящие процедуры досмотра, очистки и карантина, прежде чем его пустят колесить по стране кенгуру, коал, пустынь и оззи, как называют себя местные жители.
А какие требования к мотоциклу в разных странах?
Особых требований пока не встречала, кроме Японии и Австралии. В Японию белорус вообще не может ввести свое транспортное средство. А про Австралию повторюсь, что туда для въезда нужен карнет, который оформляется в Швейцарии (для граждан РБ в России – РАФ). Перед Австралией мне пришлось двое суток ползать на коленях вокруг мотоцикла, вооружившись щетками, тряпками и моющим средством, чтобы вычистить все следы грязи и пыли. Ввиду уникальной экосистемы, формировавшейся многие столетия, австралийцы опасаются любого биологического материала, семян растений и чего угодно, что может нарушить хрупкий экологический баланс.
Какой вы собрали с собой в кругосветку набор must have?
Как истинная девушка, я набрала много лишнего, от чего постепенно избавляюсь в дороге. В целом, на старте у меня было около 50 килограммов багажа. Условно его можно разделить на группы: инструмент и запчасти мне собирал мой муж (он гениальный автомотомеханик и готовил мотоцикл к кругосветному путешествию); туристическо-походная группа – палатка, спальник, горелка и прочее; одежда и экипировка – мотокуртка, штаны, термобелье, непромокаемые носки, обувь; техника – спутниковый трекер, телефон, навигатор, фотоаппарат, камера, ноутбук; документы – паспорт, водительское удостоверение, международные права, страховка жизни и здоровья, страховка на мотоцикл, карнет, фотографии разных форматов для виз, копии всех документов, желтая книжка с прививками от желтой лихорадки и еще семи болезней и карточки в разных валютах, а также международная роуминговая сим-карта TravelSim. Как видите, немало всего.
Женщина на байке ‒ как относятся к этому в разных странах?
Пока я везде встречаю только доброжелательное отношение как со стороны водителей, так и простых людей. На каждой заправке интересуются, откуда, не страшно ли одной, и рассказывают о том, что в юности ездили на мотоцикле. На дорогах Средней Азии очень многие машут руками, приветствуя или показывая «лайки». Дети всегда выбегают на обочину и стараются дать пять, и я снижаю скорость, чтобы не дай бог никто не пострадал.
Перед отъездом вы говорили, что плохо спали, думали, зачем вам все это. Не пожалели?
Страшнее всего, когда ты лежишь в теплой кроватке и жалеешь себя. А на дороге нет места этим страхам. Ты просто едешь вперед, получаешь удовольствие от пути или справляешься с трудностями. Я очень скучаю по мужу и родным, но мысли все бросить и вернуться не возникало.
Насколько в этом путешествии все идет по плану?
Планирование – моя сильная сторона. Все шесть лет путешествий до этого мне необходимо было планировать каждый шаг. Так как я ездила по миру только во время отпуска, время всегда было ограничено. У меня были огромные экселевские таблицы с расписанием, километрами в день, достопримечательностями и прогнозом погоды. Сейчас я решила немного ослабить контроль и многое планирую уже по пути. Есть общее направление, страны, которые хотелось бы посетить, но я уже на ходу перестраиваю маршрут, посоветовавшись с местными жителями. Ни один путеводитель вам не даст столько полезной информации и ценных советов, как местные.
Как обстоят дела с питанием в дороге?
Так как я еду в очень экономном режиме, то рацион довольно скудный. С собой всегда есть смесь сухофруктов и орехов – очень питательно и вкусно; также растворимые супы и лапша. В городах местные жители часто приглашают попробовать их кухню, и я никогда не отказываюсь. В Шымкенте меня даже угощали бараньей головой – необычно, но вкусно.
Уже прочувствовали разницу культур и менталитетов?
Безусловно. Мы все очень разные: выросли в разных условиях, получили разное образование, воспитывались в разных традициях. Но при этом радости и проблемы у людей везде одинаковые: нас волнует, как найти любовь, хороших друзей, обеспечить свою семью, заслужить уважение в обществе. Все, так или иначе, просто хотят быть счастливыми. И это не зависит ни от разреза глаз, ни от цвета кожи.
А сейчас вот вспомните свое первое в жизни путешествие на мотоцикле?
Первое никогда не забывается. Мой друг, журналист Дмитрий Новицкий, рассказал мне про Куршскую косу, соединяющую Литву с Калининградской областью. Я посмотрела фотографии и решила поехать туда на майские праздники. Готовилась тщательно – взяла с собой даже запасные зеркала и подножку к мотоциклу. Только не предусмотрела, что пробью колесо, едва въехав на территорию Литвы. Что делать – непонятно, первый раз же. Поползла на полуспущенном колесе в сторону деревни, а там прямо киношные механики, в джинсовых комбинезонах, заляпанных маслом, кепках и с сигаретами, стоят на горочке возле ангара с рисунком шины и объявлением про шиномонтаж. «Пробила колесо, красавица, – ну давай, заползай, починим твоего розового бедолагу!» (В то время я ездила на розовом мотоцикле M1NSK C4 250 по прозвищу Пинки.) Они вставили шнур, подкачали колесо, я доехала на нем до Вильнюса, искала шиномонтаж, меняла колесо, в дождь ехала до Клайпеды, переправлялась на пароме. А потом любовалась дюнами, извилистой дорогой и Танцующим лесом. И всю дорогу я ехала одна. Не забуду утренний омлет в городе Нида – он мне казался самым вкусным блюдом, что я ела в жизни. За окном кафе было Балтийское море, холодное, бушующее, такое прекрасное и только мое в это утро. Вернувшись домой, я была так воодушевлена, что, не разбирая вещи, на следующее утро отправилась в Латвию искать городок Пинки – тезку моего мотоцикла. Но это уже совсем другая история.
До старта кругосветки вы проехали Исландию, Сахалин, Курильские, Аландские, Фарерские острова. Что больше всего запомнилось?
Острова – моя страсть. Началось все с Венеции, потом были эстонские Сааремаа и Хийумаа, а потом ‒ много-много других. Есть что-то невероятное и особенное, когда вы находитесь на небольшом кусочке суши посреди водных просторов. Долгое время со мной на крыле мотоцикла ездила фигурка Моаны из одноименного мультика. Наверное, я немного ассоциирую ее с собой – она также отправилась исследовать острова в поисках приключений. Но в Казахстане она решила уйти, а может, это был дар богам дороги, чтобы у меня все было хорошо. Каждое путешествие особенное – в двух словах и не расскажешь. Я веду блог на сайте motokatrina.com ‒ там есть отчеты обо всех моих поездках.
Раз заговорили про талисманы. Вы иногда рассказываете, что ваше тотемное животное ‒ орел. Встречали орлов по пути?
Орлы – мои непременные спутники. Они летят или рядом, или прямо над мотоциклом. Я их воспринимаю как символов того, что я все делаю правильно и иду своей дорогой.
Что вам помогает не падать духом в дороге?
Скорее, кто. (Улыбается.) Мой муж поддерживает меня каждый день, мы постоянно на связи. Мои друзья и подписчики пишут пожелания, теплые слова, советы – это все очень мотивирует двигаться дальше. Еще у меня в телефоне отличная подборка музыки, под которую комфортно ехать.
Что меняют путешествия внутри вас?
Из каждого путешествия я всегда возвращаюсь другим человеком. Наедине с собой очень много времени на самоанализ, на размышления о жизни и об увиденном. Если можно так сказать, становишься богаче, но не финансово, а морально. Учишься быстро принимать решения, действовать по ситуации, общаться с незнакомыми людьми, ориентироваться в новой стране – получаешь опыт и мудрость.
В одной из социальных сетей у вас стоит статус из фильма с Беном Стиллером «Невероятная жизнь Уолтера Митти». Есть что-нибудь общее с этим героем?
Это мой любимый персонаж. В нем есть решимость и стойкость – замечательные качества, которые я воспитываю в себе. Именно благодаря этому фильму с первых кадров я влюбилась в Исландию и съездила в те же места, которые увидела на экране. А девиз, который вынесен в статус, теперь и мой девиз по жизни – «Видеть мир вокруг. Познавать его опасности. Смотреть сквозь стены. Находить друг друга. Чувствовать. В этом и есть значение жизни».
Какие планы дальше?
В настоящее время я живу в Мельбурне у замечательной женщины Марины, родом из Украины, и ищу работу. Мой бюджет, к сожалению, истощается, а мне предстоит дорогостоящая отправка мотоцикла и себя вместе с ним в Америку, затем – Южная Америка и переправа в Африку.
Для большинства отправиться в кругосветку ‒ что-то сродни несбыточной мечте. Как эту мечту превратить в реальность?
А нет универсального совета, нет никаких правил, как нужно делать. Если вы чего-то хотите всей душой, до кончиков пальцев, то стоит рискнуть. Жизнь одна, и в конце останутся только воспоминания и пережитые моменты. Только вперед, за мечтой.