Исторически все это время в заточении девочка училась прясть волокно, плести корзины и не должна была видеть ни одного мужчину. Когда подходил срок, начинался праздник: мужчины отправлялись в лес на охоту, а женщины терли юкку и плоды персиковой пальмы на чичу и масате. Начало церемонии возвещал звук большого рога урикана — одного из двух музыкальных инструментов, которые строго запрещено было видеть самой девочке. Жители собирались, приносили барабаны, начинали петь и танцевать вокруг малоки. На второй день собирали уито — плоды генипы американской, сок которых красит кожу в черный цвет, а мужчин выгоняли из малоки. Девочка выходила из своего убежища и ее украшали, как королеву: корона, цветы, перья, краска уито. А потом приглашали людей в масках.
Нательные маски тикуна — самое интересное наследие их материальной культуры: выполненные из коры фикуса, они представляют собой свободные балахоны с отдельными капюшонами. Каждый балахон изображает того или иного духа или животное, в переодевании участвуют и взрослые, и дети. Примитивность рисунков делает эти наряды только интереснее.
«Люди в масках обступали девочку, — продолжал свой рассказ Вильфредо. — Первыми выходили безумные обезьяны, потом — демоны, которые существуют на самом деле. Демон по имени Мониака, например, пытается украсть девочку. Но шаман — сильный, защищает ее. Приходили другие духи, невредные — дух червяка, дух горы. Потом все вместе двигались в сторону еды и снимали маски».
Девочка танцевала с духами, но не видела их — всю ночь она проводила с закрытыми глазами. Считалось, что если она их откроет, то скоро погибнет. Эта часть ритуала — очищение для малоки, для всей общины тикуна.
К утру хозяин доставал маленький рог — второй священный инструмент — и трубил в него. Эта часть ритуала — против болезней, за процветание и урожай. Женщины танцевали, потом к ним присоединялись мужчины. Оставался финальный этап церемонии — тот самый, от которого пошло испаноязычное название: слово пелазон образовано от pelos, «волосы». Девочка становилась в самый центр малоки — и все жители деревни проходили по кругу, выдергивая из ее головы волосок за волоском, пока та не оставалась полностью лысой. Этот болезненный процесс готовил девочку к будущим родам.